«Чистое Небо»

поселение свободных семей

История, легенды и былины Себежского края

Помещичьи усадьбы XVIII-XIX в.в. в этих краях

В нескольких километрах на северо-запад от Дашково находится Аннинское – бывшая усадьба Бакуниных XVIII-XIX в.в.

Из историко-архивных документов: крупное поместье Аннинское на берегу одноименного озера принадлежало Бакуниным. Братья Бакунины – Петр Васильевич старший (1724-1782 гг.) и Петр Васильевич младший (1734-1786 гг.) служили в Коллегии иностранных дел при Екатерине II, тайные советники. Петр Васильевич младший в 1752 году закончил Сухопутный кадетский корпус и имел большое “влияние на иностранные дела”, любимец и правая рука графа Николая Панина, друг Безбородко, приближенный Воронцова. Его сын, Модест Петрович (1765 года рождения) – тайный советник, директор Школы практического земледелия в Санкт-Петербурге, писатель по сельскому хозяйству, метеорологии и механике. В 1800 году им была написана “Правила-руководство “К новому разделу и обрабатыванию земель с показанием нужных сельских заведений (скотных дворов, мельниц, риг и пр.). Его дети, Илья и Николай, троюродные племянники Е.М.Хитрова -. близкого друга Пушкина; Бакунин Илья Модестович – полковник, впоследствии генерал-майор артиллерии, поэт, автор перевода на французский язык стихотворения “Клеветникам России”. Его брат, Николай Модестович, отставной подпоручик, секретарь коллегии. По просьбе М.А.Корфа Пушкин устроил Бакунина Н.М. переводчиком к А.Ф.Смердину.

Исторических планов и сведений по усадьбе в Аннинском обнаружить не удалось. Планировочная структура усадьбы читается хорошо. Благодаря рассказам местных жителей можно дополнить картина усадебного устройства и закрепить утраченные элементы. Имение заложено на возвышенном месте северо-западного берега озера Аннинское и имеет полуостровное положение. Искусно выбранные перспективы еще более визуально раздвигают его границы. А многоплановые парковые композиции, включающие панорамы водных пространств, обогащали усадебный парк интересными пейзажными картинами и придавали ему неповторимое очарование. Размах в построении паркового ансамбля подчеркивается также и выбором древесных пород, используемых в усадебных посадках, это лиственные породы деревьев с широкими кронами, такие как дуб, ясень, липа, клен, ива ломкая. В построении парка наблюдается полный отказ от симметрично-осевой композиции, прекрасно согласующийся с живописными, изрезанными береговыми линиями озера и “раскиданными” по нему островами. Принципу симметрии подчинено только решение центрального ядра усадьбы объединяющее усадебные дома, флигель, хозпостройки, парадный двор и небольшой плодовый сад. Остальная территория оформлена в виде естественного ландшафта. Две взаимно-перпендикулярных подъездных аллеи подчеркивают доминирующее положение главного господского дома и парадного двора (ныне представляющего собой большую поляну с раскидистыми солитерами). Рядом сохранился деревянный усадебный флигель, развалины второго барского дома, где проживал по сведениями старожилов брат владльцев усадьбы и хозпостроек. Усадебное ядро занимает западную половину имения и отелено от парковго массива рядовыми посадками ясеня и липы мелколистной. Южный фасад главного барского дома был обращен к озеру. довольно крутой склон перед ним оформляллся пейзажными группами дубов и лип, куртинами декоративных кустарников и волжанки обыкновенной. Длинная старинная аллея (самые старые деревья в парке) уводила по береговой террасе и пейзажный парк и на мыс, откуда открывался бесконечная панорама водного ландшафта.

В ходе натурных работ, анализа приемов и паркоустройства и планировки, сбора сведений у старолжилов в истории развития аннинского имения можно выделить 3 основных этапа:

1) вторая половина XVIII века. Сохранилась односторонняя аллейная посадка дубов и лип вдоль береговой полосы озера (200-250 лет, возраст установлен в ходе натурных обследований) и солитеры дуба черешчатого и клена остролистного, а также следы фундамента главного барского дома на центральной поляне.

2) сер. XIX в. К этому периоду относятся подъездные аллеи, рядовая посадка, отделяющая парковый массив от усадебного ядра, парковый массив, в котором сохранились полуторовековые деревья, видовые площадки на берегу озера, копаный хозяйственный водоем и протока обсаженная ивами ломкими.

3) Кон.XIX в. В это время проводились посадки выпавших групповых и аллейных посадок кленами, елью, лиственницей. В оформлениии опушек применялись тополя, туя. Уцелел деревянный усадебный флигель (2-х этажный), развалины второго барского дома из булыжного камня и цемента.

Утрачены: барские дома (главный и второй), хозяйственные постройки. Сохранились: деревянный усадебный флигель, следы фундаментов. Скотный двор перестроен в молочную ферму. Газоны заняты под загон, вытаптываются, заболачиваются, зарастают самосевной растительностью. В центральном ядре усадьбы устроена силосная яма, скотопрогоны. Несмотря на хорошую сохранность усадебных посадок парк деградирует, запущен, захламлен.

В 1918 г. в Аннинском была организована первая с/х коммуна.
Батраки имения подписали договор об организации коммуны «воля». В результате проведенных в 1960 г. исследований было установлено, что это место наиболее благоприятное для организации курортной зоны.

На другой стороне озера Бол.Олбито – усадьба Фонвизина. Поместье и 319 душ ему подарил Панин министр иностранных дел. Фонвизин сдал имение в аренду Медему в 1784 г. на 12 лет «состоящие в Себежском уезде Рыково, в Дразинском уезде. Лисно недвижимые имения с деревнями и крестьянами к ним принадлежавшими…».

Осынская легенда – “под каретой”

На территории Осынского сельсовета есть небольшое Зуевское озеро. Примечательно оно тем, что далеко в него вдается коса, которая перепахана в нескольких местах.

Есть на этой косе место, которое до сегодняшнего дня называют «под каретой»…. Было это в 1812 году. Французские войска рвались по дороге Полоцк – Опочка к Петербургу. Под местечком Клястицы развернулось тяжелое сражение. В исходе битвы сомневались многие помещики, потому кое-кто из них старался быстрее покинуть свое имение. Налегке всегда лучше бежать. Только этим можно объяснить решение одного из помещиков спрятать имеющееся серебро, где-нибудь поблизости, в укромном месте. Вот тут-то и вспомнили о косе на Зуевском озере. Нагрузив карету серебром, ее столкнули с косы в озеро, а чтобы французы не попали по случайности на косу, ее перекопали в нескольких местах. С тех пор и называется это место «под каретой». Достал ли помещик свое серебро или нет, определить теперь трудно. Но старожилы утверждают, что лет двадцать тому назад искатели кладов достали шестами верх кареты, которая погребена в толще озерного ила.

Русские былины о Себежском крае

В этих былинах, записанных в XVII в., могучий богатырь Илья Муромец ведет борьбу с иноземцами, которые “хотят Себеж град за щитом взять”. То, о чем умолчали летописцы, поведала былина.

После вступительной части о выезде Ильи из Мурома следует в «себежских» текстах эпизод освобождения города Себежа от осадивших его с несметной силой-армией трех заморских царевичей. Илья Муромец побивает вражеское войско, берет в плен царевичей и дарит их Себежскому царю. Последний, уговаривает Илью, остаться у него на службе, суля ему полцарства своего. Илья не соглашается и спрашивает прямую дорогу на Киев. Себежский царь говорит, что дорогу эту сделал непроезжей Соловей-разбойник. Илья едет этой дорогой.

Добавить комментарий